Моё понимание

о профессиональной компетентности руководителя ДОУ

Требования к профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений объективно определяются прогрессивными тенденциями в развитии дошкольного образования, обусловленных социально-экономическими, социокультурными изменениями в Российском обществе, а также новыми представлениями об источниках и механизмах развития дошкольников, предполагающих иную профессионально-педагогическую позицию воспитателя.

Руководителю ДОУ приходится сталкиваться с решением сложных управленческих задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Знания, умения, методы работы, сформировавшиеся в прежних условиях, становятся недостаточными для решения новых задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

К основным составляющим профессиональной компетентности я отношу:

а) интеллектуально-педагогическая компетентность -- умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

б) коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, способность конструировать обратную связь;

в) информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, их родителях, о коллегах;

г) регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, сто предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду. С точки зрения современных научных подходов качество образования характеризуется через совокупность критериев-условий образовательного процесса и результатов этого процесса

К результатам дошкольного образования отношу:

- показатели личностного развития, такие как:

- креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.

- уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности с начальной школой и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования;

- знания, умения и навыки, полученные ребёнком в рамках образовательной программы;

- создание условий для осуществления образовательного процесса.

Под качеством управления дошкольным образовательным учреждением понимается совокупность свойств и признаков, определяющих его достоинство, высокосортность. И здесь особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Управленческая деятельность руководителя сложна и многогранна. Успешность её определяется различными факторами. Но основными являются ценности, которыми руководитель обладает и которые транслирует коллективу.

Характеристики качественной работы руководителя ДОУ складываются на пересечении четырёх линий его деятельности:

- здоровьесбережения;

- организации воспитательной работы и её методического обеспечения;

- экспертизы образовательных инноваций и проектов, организации мониторинга их реализации;

- стимулирования развития педагогического коллектива в системе построения диалогических взаимоотношений.

Руководитель ДОУ создаёт эмоционально-комфортные условия для работы, обеспечивает поддержку каждому ребёнку и члену коллектива, в самореализации, и саморазвитии. Перспективной линией в развитии системы управления выступает культура как основа построения образовательного процесса, взаимодействия всех субъектов образования и способов управленческой деятельности. Показателями культуры управления выступают сущностные критерии:

1. целесообразность при выполнении государственных образовательных стандартов;

2. системность, системное «видение» объектов и субъектов педагогического процесса (в планах, программах, концепции);

3. статистический подход в управлении (диагностики, статистический контроль);

4. вариативность программ;

5. альтернативность технологий, гарантирующая оптимальность принятого решения.

Для оценки состояния управленческой деятельности, влияющей на качество конечных результатов работы ДОУ, выбираю наиболее важные взаимосвязанные параметры эффективности работы:

1. анализ информации, планирование управленческой деятельности, организационная структура, контроль;

2. инновационная деятельность: нормативно-правовое и программно - методическое обеспечение, взаимодействие с социально-педагогической средой, использование программного поколения и технологий в работе с детьми;

3. методическая работа - это планирование и особенности организации работы с педагогическими кадрами, творческие достижения педагогов.

4. социально-психологический микроклимат в педагогическом коллективе, включающий в себя уровень мотивации продуктивной деятельности коллектива, рациональность в организации труда подчинённых, отношение к педагогической деятельности.

5. партнерские отношения с семьёй.

6. результативность воспитательно-образовательного процесса, который состоит из таких элементов, как состояние здоровья детей, личностные достижения воспитанников, выполнение программы и временных требований к содержанию и методам работы с детьми.

Яндекс.Метрика